Если не сейчас, то когда ?
Звоните !

12 шаговая программа созависимых

12 шаговая программа созависимых
12 шаговая программа созависимых

Созависимость

Существуют теории о том, что наркомания или алкоголизм имеют закономерную реакцию — дисфункцию в семейных отношениях. Практически в каждом случае химической зависимости, можно наблюдать созависимость у его близкого. Зачастую, созависимость переносится тяжелее и болезненнее, чем наркомания или алкоголизм. При этом страдает вся семья, которая принимают роли и линии поведения, которые только усугубляют ситуацию.

По причине созависимости и неверных внутрисемейных отношений, повышается риск рецидива нарко- алкозависимости. Также, она снижает эффективность комплексного лечения.

Поэтому, для качественного подхода к решению проблемы, специалисты разрабатывают различные программы лечения созависимости. Для больных химической зависимостью, рекомендуют не пренебрегать реабилитацией.

 

Что такое созависимость?

Созависимость — это желание контролировать и влиять на поведение другого индивида. Наблюдается полная поглощенность этим человеком на различных уровнях: социальном, эмоциональном, вплоть до физического. При этом, у созависимого пропадают собственные желания, мечты, он не задает перед собой цели, и не удовлетворяет личные потребности. Все что касается непосредственно его, уходит на второй план.

Семья — это система, с тесной взаимосвязью. Изменение настроения, состояния у члена семьи, улавливается остальными и влечет изменения и в их поведении и самоощущении. При химической зависимости в семье наблюдаются признаки дисфункциональности. Это только ухудшает положение, отягчает проблему наркологии у больного. Поэтому своевременное лечение созависимости, работа над собой даже одного человека — приносит положительные изменения, смену ролей в взаимоотношениях.

Постепенно дисфункциональные взаимоотношения в семье укрепляются и воспринимаются нормой. Воспитанные дети в данных обстоятельствах, также страдают от созависимости, которая наблюдается в будущем. Из практики, на психотерапии 12 женщин, чьи мужья страдают от алкозависимости. У 9-ти из них, был отец алкоголик.

Зона риска созависимости:

  • Близкие больного химической зависимостью. Подвержены супруги, дети, родители, братья/сестры.

  • Члены репрессивной семьи. Члены семьи подвергаются жестокости, насилию различных уровней, запрет на выражение эмоций.

Признаки дисфункциональной семьи

Дисфункциональная семья это та, у которой по причине химической зависимости, либо каким-либо другим, нарушено внутреннее и внешнее взаимодействие. Явление хим. зависимости и созависимости в семьи приводит в действие механизм «Треугольник Карпмана».

Существуют признаки дисфункциональной семьи.

  • Создание «тайн» семьи. Они могут касаться различных областей. Семья поддерживает идею, сохраняет «секреты».

  • Отрицание проблем, самообман.

  • Создание тем «табу», которые негласно, строго запрещено обсуждать.

  • Изоляция аффекта. Проявляется в отторжении эмоций, переживаний, но полное осознание проблемы.

  • Компульсия.

  • Ненависть к себе, чувство вины.

  • Низкая самооценка, непризнание человеком себя, части собственного «я».

  • Конфликтность, агрессивность.

  • «Размытость» личности каждого члена семьи, обобщение. Если человек пребывает в определенном настроении, семья его примеряет на себя.

  • Контроль действий другого человека, желание им управлять. Навязывание помощи.

  • Утрата собственных потребностей, игнорирование желаний.

 

Лечение созависимости

 

Лечение созависимости проводится в форме тематических лекций, занятий, психотерапии, индивидуальной консультации, групповой психотерапии. Положительная тенденция достигается за счет дополнительных заданий: ведение дневника, чтения определенной лит-ры. Специалисты используют индивидуальный подход к каждому обратившемуся, изучает проблему, подбирает форму и ход лечения.

Желательно, чтобы в группе было не более 12 человек. Занятия должны длиться не менее 2-х часов, так как каждый должен высказаться. Обычно встречи проводят раз в неделю; в стационаре ежедневно. Тематика определяется интересом самой группы, ее вовлеченности в тот или иной вопрос о функциях семьи и ролей ее членов.

 

Занятие 1

 

Опознание своих чувств и их отреагирование

Цель: умение опознавать свои чувства. Найти общие черты с членами группы в испытывании отрицательных эмоций. Понять на примере, как нужно регулировать эти ощущения, без вреда для себя и окружающих. Для прослеживания динамики, следует поделиться своими ощущениями в начале занятия и по окончанию. Часто созависимые оказываются во власти известной им эмоции — страха. Выполнение заданий, позволяет дать переоценку чувству и отрегулировать его.

 

Задание:

  • Назовите 1-2 страха, которые Вы испытывали сегодня?

  • Какие ограничения эти страхи внесли в Ваш день?

  • Как Вы можете поступить, чтобы уменьшить страхи?

Отвечая на вопросы, человека подводят к открытию, что страх — многоликое чувство, которое имеет разные первопричины. Это опасность, беспомощность, тревога, ужас и т.д.

Как поступать со страхами:

  • Воспользоваться программой 12 шагов для созависимых

  • Позволить себе выйти из зоны комфорта, тем самым расширяя ее границы

  • Исключить из речи и мыслей, фразы унижающие собственное достоинство или веру в себя.

  • Найти жизненный баланс

  • Практиковаться в занятиях по расслаблению

После занятия, каждый участник должен поделиться своими ощущениями: что он испытывает теперь, как изменилось его самочувствие. По желанию, на следующей встрече можно заняться другими эмоциями: стыд, агрессия, повышенная слезливость, как реакция.

 

Занятие 2

 

Отказ от контролирующего поведения

Цель: доказать неполноценность контролирующего поведения и поэтому — необходимость отказа от него.

 

Задание:

Ответьте честно: каким образом, вы пытались решить проблему зависимости у близкого. Какие ваши действия оправдали желания? Какие усилия были безуспешны? Как показывает опыт, почти все участники группы выясняют, что силы направленные на контроль, оказались напрасны. Это объясняет необходимость отказа от контролирующего поведения, так как оно отнимает силы, время, приводит к моральному истощению, при этом, не давая результаты.

  • Сколько прошло времени, прежде чем осознали безуспешность контролирующего поведения?

  • Испытываете с семьей единение, сближение в контролирующем поведении?

  • Испытывает усталость и эмоциональное истощение от ответственности за все?

  • Вы понимаете, что ваша энергия имеет приделы?

  • Какова реакция окружающих на ваше желание контроля?

  • Есть ли связь у контролирующего поведения и вашей неудовлетворенностью жизни?

  • Вы можете использоваться свои способности, энергию и мышление плодотворно?

  • Вы признаете в глубине души, что верите в себя и свои силы?

По итогам обсуждения, контролирующее поведение не только неэффективно, но и приводит к негативным последствиям для самой личности.

 

Занятие 3

 

Изолироваться от проблемы

Цель: изолироваться психологически от проблемы (зависимого человека). Это не подразумевает отказ от зависимого. На занятии участники находят границу здоровой поддержки, проявления чувств и чрезмерной поглощенности.

Понять грань, можно за счет общения в группе, на примере каждой истории. Становится ясно, что мы не можем нести ответственность за поступки/проступки других. А также, не можем их контролировать. Нужно преодолеть эмоциональную, психологическую или даже физическую зависимость от больных. Нужно пересмотреть свою жизнь, обратить внимание, что на данный момент в ней есть положительного и быть благодарным за это. Так, участники отвлекаются от проблемы, которую они на себя взяли, обращают внимание конкретно на свою жизнь. Здесь важно понимание своей проблемы, и собственное желание ее побороть, внести изменения и пересмотреть свои эмойии и реакции.

Результат:

  • Четкое понимание реальности

  • Расслабление

  • Новое понимание любви, и умение ее выражать без жертвенности

  • Прилив сил

  • Вера в себя и свои силы

  • Умение находить рациональные решения из той или иной ситуации

  • Четкое восприятие себя, как самостоятельной личности, а не части нарко/алкозависимого

 

Занятие 4

 

Реакции и действия

Цель: Испытываемые чувства созависимым, его образ мышления — это реакция на проблему наркомании/алкоголизма у близкого. На примере историй участников, становится понятно, что нужно переходить от реакций к действиям. Принимать решения рационально, в собственных интересах, а не интересах зависимого.

Созависимые страдают от повышенной эмоциональности и скоростью реагирования, спровоцированного эмоциями. Реакции лишают их способности рационально воспринимать действительность, жить таким образом, как считают нужным.

Нужно прийти к тому, что страх (показаться безответственным, потерять контроль над жизнью зависимого, осуждения и др. проявления страха) не имеет никакой обоснованности и эффективности. Он «съедает» человека, разрушает его.

ОТ РЕАКЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ:

Если что-либо спровоцировало реакцию, необходимо нормализовать внутреннее равновесие. Перейдите к действиям, которые именно Вам доставляют удовлетворение или спокойствие: глубокие вдохи, отправиться на прогулку, чтение книги/журнала, медитация, встреча с друзьями. После того, как эмоциональный всплеск ушел, можно трезво оценить ситуацию. Можно прибегнуть к совету из окружения, или их взгляду на проблему.

Ответьте на вопросы:

  • Вы ощущаете потребность извиниться?

  • Хотите чтобы ситуации разрешалась сама, без вас?

  • Вы хотите поговорить об этом?

  • Вы ощущаете необходимость в принятии решения?

Занятие 5

Границы

Цель: Распознание понятий внутренние и внешние границы. Умение защищать свои границы, и уважать чужие.

Участникам объясняют, что внешние границы — зримы и тактильно ощутимы.

  • Никто не может прикасаться к вам, без разрешения

  • Если вы даете согласие на прикосновение, то такое, какое вам понравится

  • Вы имеете право контролировать и нести ответственность: каким образом, когда и кто может к вам прикасаться.

Внутренние границы более сложны — это чувства, общечеловеческие ценности, духовность, мысли и убеждения. По отношению к ним, применяется правило описанное выше. Но созависимые этого не делают, их границы нарушены, «размыты», что приводит к потере индивидуальности. В результате, они не осознают границы своего и чужого. Из-за этого, созависимые обвиняют других в собственных ошибках, убеждениях, чувствах.

Важна сохранность вашего внутреннего мира, от вторжения посторонних. И соблюдение чужих границ.

Границы дозволенного, которые вы устанавливаете, отличаются гибкостью, поэтому вы можете вносить коррективы.

  • Меня никто не имеет право оскорблять

  • Я не вру и никто не способен меня к этому принудить

  • Я не стану помогать зависимому, в проблемах которые он сам создает своей пагубной привычкой

  • Я не стану оправдывать нарко/алкозависимость даже у члена семьи

  • Я не стану помогать финансово зависимому, для приобретения пагубных веществ. Обеспечивая ему тем самым медленную и мучительную смерть

  • Никто не в праве испортить время моей жизни

  • Эти действия я делаю для тебя, но этого (назвать, перечислить) я делать не буду, это мне не приятно

 

Занятие 6

 

Взгляд на детство, пересмотр отношений с родителями

Цель: Дать объективную оценку взаимоотношений с родителями. Проанализировать период детства. Простить детские обиды на родителей. Есть ли незаконченные дела, мечты, ожидания, наставления из детства, которые вы не исполнились и мучают.

В большинстве случаев, в группах созависимых, отношения с родителями были сложные и болезненно переживаются даже во взрослом возрасте. Если человек не испытывает отрицательные чувства к родителям, то это признак отрицания самого себя, неприятия. В итоге, человек не может ощущать себя состоявшейся личностью, сформулировать собственное «я».

Неправильно: отрицать проблему, не вспоминать детство и не разбирать его эпизоды, очертить границы географически (переезд и т.д.). Последнее помогает только на какое-то время, при этом решение проблемы оказывается поверхностным, маскировкой.

Действия: Говорить о проблеме, позволить себе высказаться. Для созависимых это достаточно тяжело. Поэтому в кругу единомышленников, совместными усилиями они могут «прорепетировать» разговор, выстроить доводы в свою пользу. Затем участники смогут повторить это в семье.

Важно понять: разговор не направлен на изменение родителей (это невозможно). Это учит общению, взаимоуважению. Каждый имеет право на свое мнение. Только так можно выстроить доверительные отношения.

Помимо этого, в отношениях родитель-ребенок есть темы, которые болезненно воспринимаются, их стараются избегать, это мучает и не дает полноценно жить. Но молчание ухудшает ситуацию. К теме возвращаются вновь и вновь, каждый раз вызывая негативные чувства. Вместо этого, проблему нужно обсудить, опустив эмоции. Занятия учат, как правильно разрешить такие ситуации.

 

Занятие 7

 

Здоровая самооценка

Цель: адекватизация самооценки. Осознание собственного достоинства, ценности своего «Я». Восприятие этого, без взгляда на жизненный опыт, поступки, мнения окружающих.

Как правило, у созависимых наблюдается заниженная самооценка, несмотря на это, некоторые носят «маску» надменности, высокомерности, в рамках психологической защиты. Проблема собственной оценки берет начало с детства человека: взаимоотношений с родителями, событий, общества. Необходимо, чтобы человек понял, сам факт его рождения и жизни — уже великая ценность.

Адекатизация самооценки необходимо для полноценной жизни.

Задание:

Напишите на левом поле страницы негативную оценку о себе. Закройте написанное и напишите напротив противоположное. Можно прибегать к прямым антонимам, если не можете хвалить себя. Достаточно написать несколько строчек и затем прочесть только правое поле листа. Делайте это несколько раз в день. Лучше всего в начале дня и конце. Уже через несколько недель самооценка становится здоровой.

Участники группы приводят пример, когда из-за чувства низкой самооценки они страдали, действовали в интересах других людей, при этом лишая себя удовольствия, отдыха, собственных потребностей. Группа приходит к выводу, что их «жертвы» не обязательны, чтобы ощущать собственную значимость. Жить ради подтверждения ценности от других не правильно.

Психологическая защита — «маска» надменности, также вносит негативные последствия в жизнь. Из-за нее, человеку трудно контактировать с социумом. Общество оценивает это враждебный выпад, либо нарушение общечеловеческих ценностей.

Чтобы победить в себе этот недуг, нужно отказаться от сравнивания себя с другими. Ты имеешь недостатки, как и любой другой человека, поэтому не в праве его осуждать, возвышаться за счет этого. Участники группы сначала учатся проводить сравнение в ином ключе.

Было: Я лучше, чем (имя), поскольку в моей квартире чисто и все на своих местах.

Стало: (Имя) такая же ценная, как и я. На ее положение в квартире могут быть свои причины, я не могу судить ее.

Такие примеры можно приводить на различные темы. Постепенно участник группы понимает, что «маска» не является нормой в обществе. Отказ от нее — ключ к внутреннему равновесию.

 

Занятие 8

 

Я не жертва

Цель: Понимание, что роль жертвы, жесты самопожертвования, негативно отражаются на собственной жизни. Эта роль, приносит только псевдоудовлетворение созависимому.

Часто созависимые в роли жертвы рассуждают: «Если бы он(а) не пил/употреблял наркотики, я был бы счастлив». «Для меня главное, чтобы семье было хорошо, даже если это в ущерб мне». «Я не живу для себя, я живу только ради него/ нее или детей, родителей». Важно осознать, что вашему личному счастью, не должно стать препятствие в виде проблемы зависимости у члена семьи.

Что относят к псевдоудовлетворению:

  • Сочувствие общества

  • Чувство что ты выше других, ведь готов к самоотречению

  • Право обвинять других, контролировать их, приводя аргумент, что жертвуешь собой

  • Винить окружающих в своем несчастье

  • Жалость к себе

Самоотречение приводит к одиночеству, и неудовлетворенности жизнью. Далее роли меняются, на обвинителя и преследователя, согласно треугольнику Карпмана.

Нужно отказаться от самопожертвования. Научитесь посвящать энергию на себя. Это необходимо, так как категории из списка псевдоудовлетворения, на самом деле не приносят вам позитивных эмоций. Вы все равно чувствуете себя несчастным. Откажитесь от роли жертвы.

 

Занятие 9

 

Я могу мыслить и принимать решения

Цель: Созависимый, должен понять, что может мыслить, самостоятельно принимать решения, не озираясь на мнение окружающих. В итоге занятия он понимает, что может контролировать только свою жизнь и создавать свое будущее.

Важно признать, что прежде вы контролировали только чужую жизнь, но не свою. Спрашивали мнение других, но не у себя. Признайте, что вы растрачивали колоссальное количество энергии, в том числе умственной на других. Нужно доверить себе принятие решений, ведь вы умный человек.

Занятие:

  • Изолируйте психологически себя от проблемы. Посмотрите на нее объективно без эмоций. Это поможет дать адекватную оценку

  • Обратись к могущественным силам, которые могут помочь. Это может быть Бог в твоем понимании, святые, высшая энергия. Попроси поддержки в решении вопроса, но понимай, что твои действия тоже необходимы.

  • Не трать свою энергию на лишнее, что не приносит результата. Тревога, страх, расстройство и жалость к себе — не разрешит проблемы, и иссякает энергию.

  • Не уверен в силе разума? Читай, черпай информацию из проверенных источников о том, что интересно. Например, о нарко/алкозависимости. Когда детально знаешь проблему, понимаешь ее суть и истоки, а значит как ее разрешить.

  • Не давай негативной оценки своим умственным способностям. Даже шутки программируют мозг, мысли. Не говори, что ты глуп, или не можешь чего-то.

  • Давай свободу уму, позволяй принимать решение, аргументируй их, рассказывай, без страха осуждения.

 

Занятие 10

 

Отреагирование чувства потери

Цель: Каждый сталкивается с явлением потери, не важно, чего бы это касалось, мы испытываем негативные чувства. В утрате, есть положительные и отрицательные стороны. Важно, чтобы в созависимые это поняли на занятии и понимали, как влияет на жизнь эта истина.

Воспринятие утраты может быть правильным. Это позволяет адекватно воспринимать действительность. Мы знаем, что потери — часть жизни. Их не отменить и не вернуть печалью, слезами, скорбью.

Важно понять как протекает реагирование на утрату, а также что здесь хорошо, а что плохо для нас, в упрощенном виде.

Процесс:

  1. Отрицание, потрясение. Хорошо: психологическая защита. Плохо: в результате человек может попытаться уйти от проблемы с помощью хим. веществ, что приводит к зависимости, но не решает проблемы. Выход: принять то, что мы не можем никак повлиять на утрату, это 1 шаг из 12 для созависимых.

  2. Гнев. Хорошо: придает сил, позволяет снять с себя обвинения в потере. Плохо: первопричина гнева не обоснована привычными факторами, порождающими его. Гнев берет власть над другими чувствами. Выход: признать наличие гнева и обратиться к программе 12 шагов для созависимых.

  3. Депрессия. Хорошо: Организм восстанавливается на физическом уровне. Человек начинает мыслить глубоко и свободно, обращаясь к темам, которых раньше не замечал или не придавал значение. Плохо: Одиночество, чувство собственной вины в случившемся укрепляется. Выход: Отказаться от изоляции, познавать себя снова, работать с сознанием, убедиться в силе своего разума (я думаю, я могу размышлять на сложные темы).

  4. Принятие утраты. Хорошо: это воспринимается как решение проблемы, которая была тяжелым грузом. Человек может прийти к мысли, что это испытание сделало его крепче, умнее. Плохо: Попытка как можно быстрее принять потерю, избегая тяжелых чувств. Такая спешка, не дает полноценного ожидаемого результата. Выход: выполните 3 задания, ниже.

Задание:

  1. Напишите вашу потерю

  2. Напишите, какие чувства вы испытывали(ете) с ней связанную, как вы ее переживаете. Что вы делали при этом, что вам придавало сил, в кризисные моменты.

  3. Какой опыт дала вам потеря. Что вы осознали для себя нового?

 

Занятие 11

 

Задаем цель

Цель: Учимся задавать цель.

Из прошлых занятий мы вынесли, что не можем контролировать других, мы несем ответственность за себя и свои действия, и должны это делать по своему желанию и во благо себе, мы можем принимать действия и прогнозировать будущее, так как мы способны думать. Мы уверены в себе, своих способностях. Настал этап задавать цели, которых можно достичь за счет активности, действий.

Цель задает нам жизненное направление, придет смысл времени, человек начинает испытывать интерес уже на пути к цели. В случае достижения цели мы испытываем удовлетворения и счастье, в ином случае, мы должны получить удовольствия от самого пути к ней и полученного опыта.

Цели могут быть долгосрочными, на исполнение которых понадобиться 6 мес., год или более. Либо краткосрочные: день, неделя. Как правило краткосрочные — маленькие победы, которые могут давать позитивные эмоции и силы каждый день. Например: 1) Сегодня я смог обратиться к стоматологу и вылечить зуб. Я посвятил время себе, преодолел страх и леность. Теперь чувствую себя отлично. 2) Сегодня я сделала уборку на стеллаже. Я посвятила время на пользу для себя и семьи, сделала то, что приносит мне расслабление. Теперь все сувениры и фото на местах.

Как вы можете видеть, в роли цели может выступить что угодно: от уборки, починки старой вещи, ремонта, до похода к врачу.

Задание:

  • Вы можете делать целью все что пожелаете, достаточно попробовать. Это могут быть ваши желания, мечты, идеи, решения проблем. Обратите внимание, что цель здесь не сама проблема, а ее решение. Задаем цели правильно.

  • Снимите с себя многочисленные обязанности. Это гнетет вашу личность.

  • Ведите ежедневник. Это опыт многих успешных, счастливых, достигающих задуманного людей. Записывая цель, вы уже косвенно приступаете к ее осуществлению, так как затрачиваете определенную энергию на записи, концентрации, планировании.

  • Не зацикливайтесь на цели. Ее достижение должно быть естественным, без насилия над собой, одержимостью цели.

  • Не нужно переусердствовать. Усилия, которые ты можешь посвятить цели, без ущерба себе, будет достаточно. Ведь нам важен сам процесс.

  • Создавайте цели, когда почувствуйте в этом необходимость. При появлении новой проблемы, ставьте задачу ее разрешить. От многочисленных проблем испытываешь эмоциональное выгорание? Ставь цель — преодолеть его.

  • Ведя ежедневник целей, вычеркивайте достигнутые. Это ваши достижения. Похвалите себя и поблагодарить могущественную силу, которая вам помогала в их достижении. Это не только поднимет самооценку и веру в себя, но и придаст энергии, подарит чувство удовлетворенности жизнью.

  • Учитесь терпению. Если не достигли цели в установленный срок, отложите дедлайн. Скорее всего, еще не наступило нужное время, когда вы будете к этому готовы.

  • Задайте цель уже сегодня.

 

Занятие 12

 

Самопринятие и «Я–концепция»

Цель: Человек должен осознать «Образ Я», и приять самого себя, таким как есть.

Вместе со всеми участниками группы, мы вносим в систему ценности новое право — самопринятие. Прежде, созависимые не рассматривали эту категорию, как то, что обязательно и уже у них имеется.

За счет этого права, вырастает вера в собственные силы, задает оптимистический настрой.

Задание:

  • В чем вы прежде себе отказывали, запрещали?

  • Перефразируйте предложение, в обратном ключе и скажите вслух.

Создавайте правила, которые будут действовать в ваших интересах. Продолжайте список, пока не почувствуйте удовлетворение, делитесь своими размышлениями с группой.

Например:

Я имею право:

  • Совершать ошибки, как и любой другой человек

  • Иметь чувства

  • Изменять свои взгляды на тот или иной вопрос

  • Отказаться делать то, чего не хочу, что представляет опасность

  • Проявлять заботу и любовь по отношению к себе

Заключение

Программа преодоления созависимости еще не окончена. Но, за счет полученных в ходе занятий знаний, участник чувствует себя намного лучше. В результате созависимый получает полезные навыки, духовно развивается, психологически восстанавливается. Занятия помогают разрешить ряд проблем, которые имели начало еще в детстве и становились препятствием к полноценной жизни.

Анонимная консультация

Если вам нужна помощь психолога, нарколога, или какая то информация которую вы не нашли на сайте просто введите свой номер, в ближайшее время с вами свяжется компетентный специалист. Консультация совершенно бесплатна и анонимна.

Не хочет лечиться? ПОМОЖЕМ! Эффективная мотивация !

8 495 133 95 51 , 8 800 250 63 73

Лечение наркомании принудительно

Лечение наркомании принудительным влиянием Под принудительным лечением наркомании подразумевается стремление помочь больному без его ведома или выраженного желания. Несмотря на видимое навязывающее…

Принудительное лечение наркомании

Долгие годы в России официально не поднимался вопрос о принудительном лечении наркомании – считалось, что человеку необходимо самому осознать свой недуг и обратиться к врачу. В Федеральном Законе существует…

Последствия употребления наркотиков

Принимая наркотики, человек ставит на карту многое, при этом о последствиях употребления не задумывается. Разлад в семье, проблемы с друзьями, другие последствия в области социальной сферы не заставят…

Реабилитация алкоголиков и наркоманов

Социальная реабилитация алкоголиков и наркоманов помогает восстановить собственное душевное здоровье, вернуть себе здравый и трезвый образ мыслей, увидеть и осознать в себе социальные качества. Пройдя…

Клиника для наркоманов

С помощью современных методик, клиника для наркоманов проводит лечение зависимости. Для этого используются новые аппаратные и медикаментозные методы, индивидуальная программа лечения, эффективная работа…

Как проводится лечение наркомании в клинике

Что необходимо для того, чтобы провести лечение наркомании в клинике, и как повлиять на наркомана, уговорив его не лечение. Этот вопрос волнует, прежде всего, близких родственников наркомана, которым не…

Эффективное лечение от наркотиков

Эффективное лечение от наркотиков всегда подразумевает комплексный подход. Небрежность в этом отношении может привести к полному провалу и свести на нет все приложенные усилия. Но что особенно важно в…

К чему приводит действие наркотических веществ

К чему приводит действие наркотических веществ, и других психотропных препаратов, а также последствия длительного употребления? Многие из них имеют выраженный прогресс, и первым делом это проявляется на…

Теория программы 12 шагов

Невозможно просто заставить алкоголика не пить, или наркомана отказаться от своей привычки. Работа в этом направлении является сложным и комплексным процессом, поэтому объектом внимания профильных психологов…

Наркомания - проблема и решение

Можно сказать, что проблема наркомании затрагивает не только человека, имеющего зависимость, но и все общество. По этой причине распадаются семьи и совершаются преступления. Речь идет о тысячах искалеченных…